Советы сурдопедагогов
Как активизировать речь неговорящего ребенка?
Советы сурдопедагогов
Как активизировать речь неговорящего ребенка?
Эмоциональность

Голосовые реакции и первые слова чаще появляются в ситуациях, где общение подкреплено сильными эмоциями. Если вы ярко проявляете эмоции, настроены на игру, общение с ребенком, малышу захочется повторять за вами. Сопровождайте свои действия эмоциональными междометиями, их, на начальном этапе, ребенку повторить проще.

Позитивная реакция на попытки говорить

Возможно вы не услышите от ребенка сразу четкое слово, скорее всего это будет какой-то звук или слог. Воспринимайте это как попытку общаться. Радуйтесь и хвалите! Например, ребенок сказал: «А», показывая на кошку. Ваши действия: «Молодец. Да. Это мяу, кошка». Если вы будете позитивно воспринимать любые попытки ребенка общаться с вами с помощью голоса, поверьте, малышу захочется говорить всё больше и больше. На этапе запуска речи не стоит уделять большое внимание четкости звукопроизношения.

Имитация бытовых звуков

Привлеките малыша к совместной готовке. Включите миксер. Выключите: «Слышишь, как гудит? Вввввв». Пылесос, ключи, чайник со свистком – дома много предметов, издающих интересные звуки. Все эти звучания можно попробовать воспроизвести вместе с малышом.

Повторяющиеся действия

Организуйте игру, где предстоит выполнять повторяющиеся одинаковые действия. Сопровождайте каждое из них определенным словом. Конечно, действия должны быть интересны малышу. Организуйте игру в ванной. Поставьте таз с водой. Подготовьте 8-10 небольших камешков. Бросайте по одному камешки в воду и сопровождайте словом: «Буль!». Пусть брызги летят во все стороны. Перед тем как бросить очередной камешек, задержитесь и посмотрите на ребенка. Наверняка малышу захочется сказать: «Буль!» Чтобы вы поскорее бросили камень.

Команды

В таких играх ребенок видит, что его слова напрямую влияют на происходящие. Организуйте игру «Зови кота» с малышом. Покажите, если сказать волшебное слово: «Иди», из-под стола появляется игрушка-котик и крадется к ребенку. Но если громко закричать: «Кыш-кыш», котик тут же прячется под стол.

Не будем забывать, что речь – это вершина
А эмоциональное, сенсомоторное развитие, развитие мышления – все это обеспечивает крепкое основание для появления речи.

Спасибо за консультацию

Мельниковой Людмиле Андреевне – сурдопедагогу, специалисту по речевому развитию детей с 10 летним опытом работы.

Читайте также

Название видео